Екатерина НО БФП



 

+7-982-706-00-86

“Нам, как педагогам, крайне важно научить ребенка жить в мире, где много стимулов, чтобы он умел все это координировать, сохраняя ресурсное состояние.” - В рамках Школы поддержки и роста с детьми занимаются по методу сенсорной интеграции.

29 Августа 2019
“Нам, как педагогам, крайне важно научить ребенка жить в мире, где много стимулов, чтобы он умел все это координировать, сохраняя ресурсное состояние.” - В рамках Школы поддержки и роста с детьми занимаются по методу сенсорной интеграции.

Одним из эффективных методов по работе с детьми с нарушением двигательной функции является метод сенсорной интеграции.  Это естественный, неврологический процесс развития, система физических упражнений и специальных телесноориентированных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

В рамках проекта Школа поддержки и роста занятия по сенсорной интеграции проводят специалисты центра “Планета КИИС”.

“Каждая комната Центра сделана не просто так, все продумано до мелочей: даже переход из комнаты в комнату сделан так, чтобы развивать и стимулировать определенные рефлекторные зоны. - Рассказывает Коптелова Ирина Евгеньевна, специалист по сенсорной интеграции, логопед-дефектолог, директор детского центра “Планета КИИС”

Одним из самых эффективных в сенсорной интеграции является многослойных гамак. Это терапевтический инструмент воздействия, нацелен на то, чтобы ребенок (или взрослый) вернулся во внутриутробное, ресурсное состояние.

“Такой гамак должен быть 5 слойным.  - Рассказывает Дудник Марина Вячеславовна, психолог-психиатр, специалист по сенсорной интеграции центра “Планета КИИС”. - Слои гамака моделируют нахождение  плода в утробе матери. 5 слоем в гамаке сделаны неслучайно: они моделируют слои, которые окружаю плод. Первый слой - амниотическая жидкость, тот водный слой, который ребенок чувствует и плавает в нем, второй - эндометрий, внутренняя слизистая оболочка матки, далее третий и четвертый- миометрия, мышечные слои матки, и последний, пятый слой - это кожа."

“Когда ребенок находится в таком гамаке, он возвращается в ресурсное состояние. - Делится своим опытом и знаниями Ирина Евгеньевна. - Часто дети, которые не говорят и не смотрят прямо в глаза собеседнику, попадая в гамак, начинают устанавливать прямой зрительный контакт, разговаривать, слушать и слышать, хотя  в обычной жизни такой ребенок демонстрирует полевое поведение, он не “видит” и не ощущает людей. Гамак очень хорошо работает с телом, прикосновение к коже мягкой ткани - это работа с чувствительностью, и когда мы через гамак прощупываем ребенка, он начинает ощущать, что у него есть руки, ноги, голова, не видя, за какую часть тела его в данный момент трогают, это позволяет вернуть ощущения собственного тела. Также гамак работает с гравитационным страхом, когда ребенок боится оторвать свое тело от земли, к примеру, идет и не отрывает ноги от пола, шаркает ими, так как ему страшно потерять “землю” под ногами, страшно потерять опору. Когда мы работаем с детьми с множественными нарушениями, такие как из проекта Школа поддержки и роста, мы обязательно используем гамак, так как он дает хороший ресурс для дальнейшего развития. Чтобы забраться в гамак,  нужно много мышечной силы - а это уже работа с проприоцепцией, ребенок активно натягивает ткань, перелезает из одного слоя - активно работают мышцы, включается ощущение собственного тела.”

Также в центре есть оборудование под названием “бревно” - его специалисты центра используют для занятий с детьми,  которые не могут контролировать свою выделительную систему: такие дети просто не ощущают свой таз.  

“ Ребенок садится на “бревно” верхом, как на лошадь, - продолжает свой рассказ Ирина Евгеньевна, - но лошадь имеет широкую поверхность спины и такое разведение ног избыточно, и, более того, лошадь находится высоко от земли, ребенок часто боится такой высоты, а “бревно”  имеет оптимальный диаметр и подвешено на нужном расстоянии от пола. Часто во время таких занятий, мы начинаем раскачивать “бревно” и даем ребенку в руку мячик, чтобы он кидал его в корзину: это упражнение прекрасно тренирует координацию и работу глазных мышц, работу вестибулярного аппарата. Отдельным элементом при работе с “бревном” является “скидывание”:  мы обкладываем место занятий мягкими подушками, раскачиваем ребенка и скидываем его с бревна, при этом ребенок падает, но падает небольно, он не может себе ничего повредить, но при падении у него развиваются ощущения собственного тела и осознание “я есть”, для особых деток это очень важно. Также это упражнение хорошо помогает при работе со страхами. У многих особых детей нет ощущения собственной спины, она для них попросту не существует. Бывают случаи, когда мама сидит за рулем, с ней в автомобиле находится ее ребенок и, когда мама начинает “сдавать” назад, -  ребенок кричит от страха, потому что он не понимает, как можно двигаться назад, ведь там ничего нет. Мы учим ребенка падать, чувствовать свою спину. После нескольких занятий ребенок начинает поворачивать голову, смотрит, что находится за спиной, это говорит о том, что он научился чувствовать пространство и осознавать его.”

Еще один инструмент работы с телом, который находится в центре - это бассейн с шариками. Помимо развития сенсорики, специалисты центра учат ребенка воспринимать свое тело без зрительных стимулов: специалисты кладут предметы на дно бассейна и ищут вместе с ребенком “клад”. Задача ребенка: среди объектов одинаковой фактуры найти отличающийся объект.  

“Некоторые детки не могут этого сделать, - говорит Ирина Евгеньевна, - они трогают шарик, трогают мягкую игрушку (но не видят ее) и не понимают, что это разные объекты. Бывает так, что педагог во время упражнения берет ребенка за ногу (ребенок не видит этого, так как все происходит под слоем шариков), и говорит: “Я нашла клад!”. Но ребенок не понимает, что это его нога, и только когда он увидит, что его взяли за ногу, тогда начинает это осознавать,  а на уровне ощущений такие стимулы до него не доходят. и работа в таком бассейне помогает эти стимулы развить. Также при работе с детьми мы используем утяжелители - чтобы у ребенка появились ощущения собственного тела. Иногда бывает так, что после того, как мы застегнули утяжелители на руках или ногах ребенка, он удивленно смотрит на них, как будто впервые видит, что у него, оказывается, есть руки и ноги.

Кроме всего этого, у нас есть третья комната, она предназначена для того, чтобы работать с вестибулярным аппаратом, с разными видами зрительного восприятия, там есть две качели: одна качель открытая, другая закрытая, у них функционал по большому счету одинаковый, но есть дети, которые боятся открытой качели, им нужно быть в “коконе”, чтобы чувствовать себя защищенными, а есть дети, которые, наоборот, боятся закрытой качели, поэтому с ними мы работаем на качели открытой.  На таких качелях мы раскручиваем детей на 360 градусов, и после прокручивания просим их следить за предметами. Одна из этих качелей у нас адаптирована для лежачих детей.

Также мы используем в своей работе батут. Бывает так, что ребенку, не обязательно с нарушениями развития, очень сложно координировать сразу несколько действий или дел. К примеру, ребенок может прыгать на батуте, но чтобы поймать игрушку, которую ему кидает педагог, ему нужно сначала остановиться, поймать игрушку и только потом продолжить прыгать. Работа на батуте позволяет улучшить эту функцию, что очень помогает при учебе в школе, где постоянно требуется сосредоточенность и хорошая координация. Нам , как педагогам крайне важно научить ребенка жить в мире, где много стимулов, чтобы он умел все это координировать, сохраняя ресурсное состояние.”

 

Занятия в центре “Планета КИИС”,  осуществляющим сенсорную интеграцию для детей,  являются частью комплекса мероприятий по поддержанию и улучшению здоровья и эмоциональной сферы детей-участников проекта Школа поддержки и роста, наряду с посещением бассейна, а также занятий с нейрописхологом.

Фотографии с занятий можно посмотреть здесь.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного "Фондом президентских грантов", в партнерстве с Областной детской клинической больницей и Лигой волонтерских отрядов Свердловской области, при поддержке Министерства Здравоохранения Свердловской области.

< Вернуться в раздел новостей

Другие новости

Маленьких побед не бывает: делимся большими достижениями наших маленьких участников
31 Октября 2019

В ходе проекта мы следили за успехами участников и собирали мнения наставников и готовы ими поделиться.

Узнать больше...
Море впечатлений и книга достижений в подарок: заключительное мероприятие проекта “Школа поддержки и роста” получилось теплым и душевным.
19 Октября 2019

19 октября 2019 г. в Областном центре реабилитации инвалидов прошла заключительная выставка проекта “Школа поддержки и роста”, посвященная подведению итогов проекта.

Узнать больше...